Штраус (Straus) Иоганн (отец)
(1804-1849)


http://images.nature.web.ru/nature/2004/02/19/0001197181/strauss-b.jpg

Что мы сегодня знаем об Иоганне Штраусе–отце? Первым он получил титул Король вальса. Из его сочинений – на слуху, пожалуй, только Марш Радецкого, а имя его находится в тени имени сына, тоже Иоганна Штрауса. Его по праву считают родоначальником музыкальной династии Штраусов: творческое наследие композитора насчитывает 251 творение (в том числе 152 вальса!). Это наследие было бережно сохранено его сыном и издано в 1889 году, в Лейпциге. (Johann Strauss. Gesamtausgabe. Herausgegeben von seinem Sohn Johann Strauss, 7 Bände. Leipzig, 1889.)

Иоганн Батист Штраус родился 200 лет назад, 14 марта 1804 года, в местечке Леопольдштадт – народном предместье Вены, в семье владельца гостиницы Франца Боргиаза Штрауса и Барбары Дольман. У мальчика было трудное детство: когда ему исполнилось семь лет, от лихорадки угасла его мать, а ещё через пять лет разорившийся отец утонул в Дунае…

Музыка у Шанни была в крови. По воспоминаниям друга семьи и его первого учителя, А.Полишанского, будучи ещё совсем маленьким, мальчик вылезал из–под стола гостиничного трактира и, взяв в руки скрипку, безошибочно повторял мелодию, только что сыгранную трактирными музыкантами. Кстати, о скрипке – немного забегая вперёд, следует отметить: именно Иоганну Штраусу–отцу принадлежит рождение образа дирижирующего солиста–скрипача. Современники отмечали, что во время дирижирования его движения были уж больно соблазнительны…

С 1817 года молодой музыкант играет в Венском танцевальном оркестре Мишеля Памера, а в 1824 году становится помощником дирижёра оркестра Йозефа Ланнера. Оркестр в ту пору играл в кабачке "У красного петуха" в венском пригороде Тури. У владельца сего заведения, Йозефа Штрайма, была красавица дочь Анна – большая любительница музыки и танцев. Глядя на акварельный портрет Иоганна кисти Шлезингера, нетрудно догадаться, что молодые, темпераментные люди почувствовали взаимное влечение. И вот 25 октября 1825 года на свет появляется первый продолжатель династии – Иоганн Штраус Второй – будущий автор множества знаменитейших вальсов, среди которых Сказки Венского леса, Голубой Дунай, Прощание с Петербургом…

А первый вальс, написанный Иоганном Штраусом–отцом, прозвучал как сочинение Йозефа Ланнера (что впоследствии, по легенде, послужило причиной разрыва их отношений). Успех вальса придал композитору веру в свои силы – он собирает свой оркестр, и из–под его пера, как из рога изобилия, посыпались вальсы, польки, галопы… И всё же Штрауса поначалу всё время сравнивали с Ланнером, который от этого только проигрывал. Поющая и танцующая Вена раскололась на два лагеря: штраусианцев и ланнерианцев (как тут не вспомнить великое противостояние наших лемешисток и козловисток!).

В 1832 году в Вену приехал молодой Рихард Вагнер. После того, как он услышал Штрауса, в его дневнике появилась такая запись: "Незабываемой останется для меня каждая пьеса, которой он дирижирует со скрипкой в руках. Она повергала удивительного Иоганна Штрауса в совершенно дикий, граничащий с бешенством восторг. Этот демон венского музыкального народного духа содрогался в начале любого вальса, словно Пифия на треножнике*. Публика, которая на самом деле была более опьянена его музыкой, чем поглощёнными напитками, поднимала настоящий вой, который возносил воодушевление дирижёра со скрипкой на непостижимую для меня высоту" .

В 1833 году началось триумфальное шествие музыки Штрауса по Европе. Композитор был первым, кто представил миру танцевальную музыку – до Штрауса как искусство её не воспринимали. Австро–Венгрия, Германия, Париж, Лондон, Вена… Мир был покорён вальсами, польками и галопами! Лондонские музыкальные критики называли его Моцартом вальсов, Бетховеном котильонов, Паганини галопов, Россини попурри.

В рамках этой скромной публикации, наверное, не лишним будет познакомить Вас, уважаемый читатель, хотя бы с некоторыми названиями из двух с половиной сотен сочинений Иоганна Штрауса–отца:

Вальсы (152): Жизнь – это танец (Das Leben ein Tanz), Вальс голубок (Taüberl–Walzer), Вальс Венской души (Wiener–Gemüths–Walzer), Песнь Дуная (Donau–Lieder), Демоны (Mephistos Hollenrufe), Тальони–вальс (Taglioni–Walzer), Вальс Баядерок (Bajaderen–Walzer), Электрические искры (Elektrische Funken), Избавитель от всех забот (SorgenBrecher).

Польки (14) и Галопы (29): Галоп вздохов (Seufzer–Galopp), Галоп–Качуча (Cachuca–Galopp), Индийский галоп (Indianer–Galopp), Полька–Катенька (Kathinka–Polka).

Кадрили (34): Кадриль Венского карнавала (Wiener–Carnevals–Quadrille), Юбилейная кадриль (Jubel–Quadrille), Кадриль Муз (Musen–Quadrille).

Марши (16): Триумфальный Австрийский марш (Triumph–Marsch Österreichischer), Парадный марш (Defilir–Marsch), Марш Радецкого (Radetzky–Marsch).

…Композитор скончался от скарлатины, в Вене, 25 сентября 1849 года, сорока пяти лет от роду.

К сожалению, монографий, посвящённых жизни и творчеству Иоганна Штрауса–отца, в России нет. Скупую информацию о нём мы можем почерпнуть из Музыкальной энциклопедии, а также из книг об Иоганне Штраусе II – это неоднократно переиздававшаяся в 60-е – 70-е годы прошлого века монография Евгения Иосифовича Мейлиха, да вышедшая не так давно повесть–фантазия Светланы Мрочковской–Балашовой "Мой ангел, мой чертёнок: Петербургский роман Иоганна Штрауса (второго – А. К.) и Ольги Смирнитской". – М.: Радуга, 2002. И ещё, если у кого хватит терпения, можно попробовать разобраться в интернетной штраусовой путанице…

Путаница случается не только в Интернете. На вполне профессиональном компакт–диске Эдуарда Грача и его оркестра "Московия" "Сказки Венского Леса", выпущенном агентством "Звук" в 1999 году, с посвящением Штраусу (почему–то в единственном числе, хотя в аннотации сказано, что диск выпущен в честь обоих Иоганнов), только посвящённый сумеет разобраться, какое сочинение которому из Штраусов принадлежит…
_________________________________

* Пифия – жрица–прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. Пифия получила своё имя от Пифона – дракона, охранявшего оракул Геи. Вдохновлённая Аполлоном, сидя на треножнике в состоянии экстаза, Пифия сообщала предсказания, которые жрец переводил в стихотворную форму.