Mamadou Diabate
СТРАНА: Мали
СТИЛЬ: Jalis Mandingo
БИОГРАФИЯ:

    Мамаду Диабате (Mamadou Diabate) происходит из древнего рода музыкантов-сказителей королевства Манде - джели. Он родился в 1975 году в знатной музыкальной семье Диабате из малийского города Кита, который известен как центр культуры и искусства народа мандинго. За свой талант он получил признание уже в юном возрасте. Молодого музыкантаво многом вдохновил его отец - Джелимори Диабате (Djelimori Diabate), который играл на коре в Национальном инструментальном ансамбле Мали. В возрасте четырех лет отец с Мамаду перебрались в Бамако, где и базировался ансамбль. Там мальчику стал помогать и оказывать поддержку двоюродный брат – корист Тумани Диабате (Toumani Diabate).
    Когда пришло время возвращаться в Киту, Мамаду уже знал, что его судьба – это кора. Отец научил его настраивать инструмент, и с этих пор мальчик смотрел, слушал и полностью посвящал себя упражнениям на коре. Доходило до того, что мама начинала беспокоиться, что Мамаду слишком мало времени уделяет школе - она отобрала инструмент, но это лишь уменьшило его интерес к учебе. А для того, чтобы иметь возможность продолжать, мальчик сделал кору самостоятельно.
    Выйдя из школы, Мамаду начал играть на коре для местных джели и путешествовать по окрестностям. Он выступал на церемониях, на которых трудились современные джели. В основном это были свадьбы и крестины. В возрасте 15 лет Мамадуполучил первый приз за игру на коре на региональном фестивале и стал кем-то вроде местной знаменитости. На следующий год он отправился в Бамако, где под опекой своего известного двоюродного брата, попал в среду користов. Мамаду аккомпанировал сказителям на праздновавшихся в округе свадьбах и крестинах, а также развлекал сильных мира сего в шикарной столичной гостинице «Амитье». Тумани дал своему двоюродному брату прозвище «джелика джан» (djelika djan), что означает «высокий джели» - Мамаду действительно чрезвычайно развит физически.
    В 1996 году Мамаду выпал шанс съездить в США с группой музыкантов мандинго и делегацией официальных лиц. После этой поездки Мамаду принимает решение продолжить свою творческую деятельность в США. Мамаду поселяется в Нью-Йорке. Он часто получает приглашения выступить с заезжими малийскими звездами, такими как Ами Коита (Ami Koita), Тата Бамбо Куйяте (Tata Bambo Kouyaté) и Бабани Коне (Babani Koné). Он выступал в ООН, в Смитсоновском институте (Вашингтон). Кроме того, Мамаду Диабате сотрудничает с такими американскими джазовыми музыкантами, как Рэнди Уэстон, Дональд Берд и с Гаем Дэвисом, играющим блюз.
    На его первом альбоме «Tunga» Мамаду аккомпанируют гвинеец Фаморо Диабате (Famoro Diabate) на балафоне, малиец Фусейни Куйяте (Fuseini Kouyate) на нгони, гвинеец Шейк Барри (Cheick Barry) на электрической бас-гитаре и Айра Коулман (Ira Coleman) на акустической бас-гитаре.В двух композициях звучит голос Абдулайе Диабате (Abdoulayé Diabate), который является, возможно, лучшим исполнителем-джели из тех, которые живут сейчас в США.
    Мамаду говорит, что отец посоветовал ему однажды, слушая всех лучших користов, учиться каждого из них. Кора пришла в Мали из Гамбии, но именно малийская традиция игры всегда заслуживала особое внимание за следование классике, при постоянном развитии искусства игры и привнесении в нее новых элементов. Стиль Мамаду выработался за многие годы прослушивания користов и других музыкантов из разных стран. Хотя его творчество и основано на традиции кейта (keita), Мамаду всегда старается привнести в свою музыку что-то свое, нечто свежее и современное, создавая мостки между прошлым и будущим.
    «Tunga» означает «приключение». Этот головокружительный дебютный альбом путешественника по миру и талантливого користа показал, насколько Мамаду Диабате запомнил слова отца. Он привнес в малийскую музыку ручеек новых элементов, таких как американский блюз, музыка бамбара и быстрый, гамбийский столь игры на коре. «Tunga» поистине является приключением для сердца и ушей, исходящим от одной из восходящих звезд Мали.
    Сейчас Мамаду выступает вместе с Баллой Куйяте (Balla Kouyate) на балафоне, Мусой Сисоко (Moussa Sissoko) на нгони и вокамистом Абдулайе Диабате.

ДИСКОГРАФИЯ: 

Tunga  ©  2000
1. Dagna
2. Dounuya
3. Tunga
4. Jarsidan
5. Soutoukou
6. Mamadou Diawara
7. Djangjo
8. Djelimori
9. Mande