Mahmoud Ahmed
СТРАНА: Эфиопия
СТИЛЬ:
БИОГРАФИЯ:

    Махмуд Ахмед (Mahmoud Ahmed) родился в 1941 году в Меркато, районе Аддис-Абебы, столицы Эфиопии. Несмотря на это, корни его восходят к народу гурагуэ (gouragouй), который живет юго-западнее эфиопской столицы. Гурагуэ известны своей кухней, способностью вести дела и своими неудержимыми танцами. Юный Ахмед проявлял небольшую склонность к учебе, его интересовала лишь музыка. Вместо того, чтобы учиться, он часами просиживал у приемника, слушая “Текали Радио”, на волнах которого появлялись такие коллективы и исполнители, как Оркестр императорских телохранителей (Imperial Body Guard Band) и Тлахун Геcсесcе (Tlahoun Gйssйssй), наиболее известный эфиопский вокалист ХХ века.
    В результате Ахмед стал чистильщиком обуви, пополнив ряды других бедных столичных ребятишек без будущего. В 1962-м году Ахмеду удалось попасть в клуб “Аризона” - одно из полулегальных ночных заведений, которые появлялись в Аддис-Абебе тех лет. В то время своего правления император Эфиопии Хайле Селлассие впервые с 1930-года понял, что власть в стране ускользает из его рук. Пытаясь сдержать чувства народа против себя, император в конце концов ослабляет ограничения на музыкальное производство, которое ранее было представлено государственным ведомством по культуре под названием “Agher Feqer Mahber” (“Ассоциация любви к Родине”). Ослабление ограничений дало возможность Ахмеду выпустить свои первые записи на фирме Amha Records.
    Между тем в первую очередь Хайле Селлассие разрешил государственные ансамбли, к примеру, оркестры армии и полиции. В них были “подразделения”, которые играли и популярную музыку. Но первые государственные исполнители появились в Эфиопии еще в 1924-м году, когда Хайле Селлассие пригласил 40 армянских музыкантов, беженцев из Европы, приехать в Эфиопию на правах государственных музыкантов.
    Несмотря на новые свободы, государственным ансамблям было запрещено выступать кроме тех случаев, которые были предписаны официальными правительственными контрактами. Однако многие открыто не повиновались этим законам. Так это было и с клубом “Аризона”, который стал любимым местом для полуночных появлений Оркестра императорских телохранителей. В один из вечеров, когда певец оркестра не смог петь, Ахмед уговорил музыкантов разрешить ему спеть несколько хитов того времени. Аранжировщики Сале Дегадо (Sahlй Dйgado) и Гирма Хадгу (Girma Hadgu) заметили его и постепенно ввели его в официальный состав оркестра, в котором он оставался до 1974-го года. Свою первую песню Ахмед записал на 45-оборотной пластинке в 1971 году.
    После отречения Хайле Селлассие от престола, новое военное правительство наложило строгие ограничения на ночные развлечения в стране на последующий 15-летний период. Тем не менее будучи участником Оркестра императорских телохранителей Ахмед мог выпускать пластинки и кассеты при участии лучших музыкантов, которые остались в стране в эти нищие и опасные годы.
    В 1980-81 годах Ахмед участвовал в гастролях по США вместе с Wallias Band, Гетачевом Кассой (Gйtatchew Kassa) и Уэбешедом Фиссехой (Webeshed Fissйha). То были первые гастроли современных эфиопских оркестров в США. Они стали возможными только потому, что к тому времени многие эфиопы осели в американских городах, и прежде всего в Вашингтоне. После этого тура Ахмед стал записываться и выпускать пластинки с Roha Band, и вскоре он стал одним из самых популярных певцов среди эфиопской диаспоры.
    Ахмед вернулся в Эфиопию, но военное правительство полностью исключало возможность каких-либо ночных развлечений. В то же время какая-то живая музыка все же звучала в международных гостиницах, становясь доступной только иностранцам, а также деловой и политической элите страны. Ахмед пел обязательные славословия в адрес правящих руководителей, но продолжал действовать. Одним из поощрений стало разрешение выступать в гостиницах, где, во избежание недоразумений, в течение выходных двери оставались запертыми. Таким образом вечеринки могли проходить лишь за закрытыми дверями.
    Одним из тех продюсеров, которые продолжали выпускать музыку в Аддис-Абебе в это время был йеменец Али Абделла Кайфа или Али Танго (Ali Abdella Kaifa, Ali Tango). В прошлом торговец кофе и талантливый разведчик Танго запустил свою собственную фирму Kaifa Records и дал таким образом путевку в жизнь основным талантливым эфиопским музыкантам того периода (1975-91 гг.). Будучи смелым предпринимателем Танго удавалось записывать и распространять музыку не только в Эфиопии, но и в Йемене и Сомали.
    В 1986-м году Ахмеда заметили в мире. Это случилось после того, как на бельгийской фирме Crammed Discs вышла пластинка “Ere Mela Mela”, на которую вошли песни с двух альбомов Ахмеда, вышедших на Kaifa Records в конце семидесятых. На них он пел в сопровождении Ibex Band. В те годы Эфиопию прежде всего знали по голоду и политическим репрессиям, но жизненность и душевность привели в шевеление приверженцев зарождавшегося тогда стиля world music. Европейские организаторы концертов пытались вытащить Ахмеда на гастроли, но в годы, которые последовали за падением режима Менгисту Хайле Мариама, изменился сам дух музыки, ведь непохожесть эфиопской музыки семидесятых имела значительную подпитку благодаря годам игры военных оркестров и выступлений для элиты в гостиницах. Хотя Ахмед и не перешел в разряд звезд афропопа, он остается чрезвычайно популярным среди эфиопов, проживающих в разных странах мира. Сейчас он живет в Аддис-Абебе, до сих пор записывается и гастролирует.

ДИСКОГРАФИЯ:

Ere Mela Mela  ©  1986
1. Ere Mela Mela
2. Meche Neu
3. Bemin Sebeb Litlash
4. Abay Mado
5. Imbwa Belew
6. Atawurulign lela
7. Ohoho Gedama
8. Sidetegnash Negn
9. Samiraye
10. Indenesh Gedaow
11. Fetsum Dinq Lij Nesh
12. Ebakesh Tareqign
13. Asheweyna
14. Belomy Benna
15. Tezeta