I.K.Dairo
СТРАНА: Нигерия
СТИЛЬ: Juju
БИОГРАФИЯ:

    В течение многих лет I.K.Dairo служил движущей силой в нигерийской музыке и оказывал длительное воздействие на музыкантов как из этой страны, так и из других частей Африки. Сын странствующего плотника, Исайя Кеинде Дайро (Isaiah Kehinde Dairo) родился 6 января 1931 года в штате Квара, в Нигерии. Смерть его брата-двойняшки, по словам Дайро, была связана с отказом его матери следовать пророчеству колдуна, который сказал, что двойняшки хотели бы, чтобы их пронесли по улице с песнями и танцами (такова традиция йоруба при рождении двойни). Поскольку отец Дайро не верил в официальное образование, Исайя Кеинде посещал школу в течение лишь трех лет. Когда в 1937 году отец закончил плотничать для Национальных железных дорог Нигерии, он переехал с женой и всеми 12 детьми обратно на свою ферму в районе Иджебу-Иджеса в штате Ойо.
    Незадолго до переезда, отец сделал для Исайи барабан. Он был так очарован инструментом, что не мог с ним расстаться. За завтраком, в то время, когда он ходил за водой и делал что-нибудь еще, Исайя носил барабан с собой. В юношестве Исайя пытался овладеть ремеслом цирюльника, но все свое свободное время он посвящал игре на барабане. Вечерами Исайя просиживал, смотря на тех, кто послужил предшественниками созданного им стиля джуджу (juju) - Ориоке (Orioke), Оладеле Оро (Oladele Oro) и других. Используя знания, полученные от своего отца, Исайя начал делать свои собственные барабаны.
    Спустя некоторое время, в 1946 году, он собрал достаточное количество друзей-сверстников для того, чтобы впервые выступить ансамблем. Последующие 15 лет Исайя перепробовал множество профессий - торговал вразнос одеждой, строил дороги, работал на ферме какао. И если днем он работал , то по вечерам играл с ранними мастерами джуджу такими как Оджоге Дэниэл (Ojoge Daniel), который жил в Ибадане.
    Исайя устал от своих странствий, финансовый успех его избегал, и в 1954 году он вернулся домой лишь с шестью пенсами в кармане, гитарой и мастерством плотника. В 1954 году Исайя без особых перспектив собрал из десятка музыкантов Morning Star Orchestra. С ними Исайя начал играть рядовую музыку в подходящих случаях, выступал на свадьбах, крестинах, похоронах и так далее. Его репутация возрастала. В 1961 году его ансамбль пригласили на американскую телестанцию WNBS участвовать в состязаниях с 15 другими ансамблями, играющими в стиле джуджу. IK.Dairo и Morning Star Orchestra заняли первое место, таким образом начала расти их международная известность. Это произошло в тот момент, когда Morning Star Orchestra менял свое название на I.K.Dairo and his Blue Spots.
    В 1963 году Нигерия стала республикой, а I.K.Dairo был посвящен в рыцари Британской Империи. Во время путешествия в Нигерии королева Елизавета даровала ему титул Члена Британской Империи (Member of the British Empire, M.B.E.), таким образом он стал первым африканским музыкантом, который получил столь почетный титул. Звезда Дайро продолжала светить, и в последующее десятилетие его ждал успех за успехом. Ансамбль путешествовал по всему миру, представляя Нигерию на Фестивале негритянских искусств в Дакаре (1965) и на Фестивале мировой музыки в Токио (1972). Они широко путешествовали по Европе и записывались в Лондоне. Там Дайро поразил звукоинженеров в студии Decca Records, записав два полноформатных диска и два сингла за один день (DWAPS #33 & 34).
    В 1958 году I.K. Dairo дружески расстался с истинными Blue Spots и собрал новую группу. Это было в период между 1957 и 1975 годами, когда I.K.Dairo оказывал неоценимое влияние на музыку джуджу и нигерийскую музыкальную индустрию. Он привнес в музыку джуджу многие иструменты, среди которых “говорящие барабаны”, аккордеон, а основным инструментом стала гитара. Он был первым, кто использовал в песнях короткие запоминающиеся припевы, также он первым запел на местных диалектах. Благодаря призывному голосу и умению писать красноречивые тексты, а также тесным связям с церковью I.K.Dairo получил титул Baba Aladura (Отец благодеяний).
    В 1975 году его карьера неожиданно изменилась. По его словам, “дилеры звукозаписывающих компаний, которые спали у моего порога, вдруг начали отказываться продавать мои записи. Я построил две гостиницы, один из них в городе Ондо назывался Parkland... Если я заходил в гостиницу и замечал, что вокруг много людей, я мог поиграть для них. Но однажды, когда я взял гитару, они все впали в ярость. Обычно если приходили Обей, Санни или какие-либо другие мои музыканты, то пространство сразу наполнялось людьми. Тогда я просто прекратил играть”.
    Глубоко религиозный человек I.K.Dairo посвятил большую часть своего времени церковному движению Херувимов и Серафимов, в котором он уже был выдающимся человеком. Он регулярно устраивал мессы в церкви, построенной в его основном доме на Kehinde Street в Лагосе, которая была названа в его честь. В своих служениях он использовал элементы музыки джуджу
    Когда Господь открыл ему, что все его гостиницы и ночные клубы служили притонами для воров и проституток, Дайро закрыл все, включая и ночной клуб Какаду, одно из знаменитых мест в Лагосе. После нескольких бурных десятилетий религиозного служения и безуспешных попыток прорыва в деловой мир, I.K.Dairo MBE вернулся туда, что он знал лучше всего - в музыку.

ДИСКОГРАФИЯ:

Definitive Dairo  ©  1996
1. Okin Omo Ni
2. Baba Ngbo Ti Wa
3. Omo Owa O Ijesa
4. Ta Lo Ba Mi Ri
5. Labondo
6. Omo Alaro
7. Chief Okeyemi Otubusin
8. Ore Arakunrin Temi
9. Congo Kinshasa
10. President Mobutu

Ashiko  ©  1994
1. Ko Wa Jo
2. Okete
3. Fona Mi Han Mi
4. Ekun Rere
5. Yamanta
6. Salome
7. Daluno Adama
8. Mo Sorire