Фибрих (Fibich) Зденек
(1850—1900)

http://img.radio.cz/pictures/muzikanti/fibich_zdenek.jpg

чешский композитор, пианист, дирижёр. Ученик И. Мошелеса (фортепьяно), С. Ядассона и Э.Ф. Рихтера (музыкально-теоретические предметы). С 1871 работал в Праге за исключением 1873—74, когда преподавал в Вильнюсе ). Был 2-м дирижёром и хормейстером во «Временном театре» (1875, 1877), заведующем репертуарной частью оперной труппы Национального театра (с 1899). Фибих — представитель чешского музыкального романтизма. Его идейно-эстетические установки связаны с творческими принципами Б. Сметаны и А. Дворжака; в то же время в сочинениях Фибиха сильны немецкие влияния (наряду с чешскими текстами использовал стихи и либретто немецких романтиков; образы немецкой поэзии отражены в его программных фортепьянных пьесах в духе Шумана). Автор первых чешских концертных мелодрам (с оркестром : «Сочельник», 1875; «Водяной», 1883). В ряде музыкально-сценических произведений развивал реалистические традиции национальной школы, которые сочетал с принципами вагнеровской музыкальной драматургии (опера «Мессинская невеста» по Ф.Шиллеру, 1884: мелодрама-трилогия «Ипподамия», 1890—91, обе — Прага). Лучшие оперы Фибиха, отличающиеся национальным своеобразием, основаны на национальном эпосе и народных легендах, в них использованы сюжеты из чешской истории («Бланик». 1881: «Шарка», 1897, обе— Прага); они отмечены драматизмом, реалистичностью обрисовки человеческих характеров. Среди пьес для фортепьяно выделяются цикл «Настроения, впечатления и воспоминания», 4 цикла пьес , включающих 376 миниатюр. В переложении для скрипки Я. Кубелика под названием «Поэма» популярна симфоническая поэма Фибиха «Под вечер» (1893). Среди других сочинений : 5 симфоний (1865—98), 2 фортепьянных трио, 2 струнных квартета, хоры. Автор книги «Velka Teoreticko-prakticka skola hry na klavir» (1883—87).