Дэт-ме́тал (также дэз-, дэс-, дэф-; англ. death metal, от death — «смерть») — одно из экстремальных направлений метала. Дэт-метал возник в 80-е в США (в первую очередь в штатах Флорида и Калифорния), Европе (Великобритания и Швеция) и Канаде. Дэт-метал: образец
Death — «Born Dead» (инфо)
с альбома Leprosy (1988)
Ogg Vorbis, 29 секунд, 252 КБ

Дэт-метал, как и большинство поджанров метала, трудно поддаётся определению и классификации. Некоторые музыканты и поклонники метала имеют собственное представление о жанре и его поджанрах. Другие считают такую категоризацию ограничивающей и бесполезной. Часто можно отметить пересечение одного направления дэт-метала с другими, а также влияние «неметалических» жанров. Однако по сути дэт-метал — крайне экстремальный и агрессивный трэш-метал, но гораздо более «мёртвый», чем и оправдано его название. Дэт-метал является наиболее тяжёлым жанром в метале для восприятия неподготовленным слушателем.

Дэт-метал обычно характеризуется крайней степенью жёсткости, интенсивности и скорости в музыке. Дэт-метал известен своей неровной сменой музыкального темпа и размера, чрезвычайно быстрой и сложной гитарной игрой и двойными басовыми барабанными партиями. Типично использование бласт-бита для добавления звуку мощи. Большинство групп используют заниженный и искажённый гитарный звук. Обычно используются две гитары, которые одновременно выполняют роли ведущей и ритм-гитары. Используются также заниженные и иногда искажённые бас-гитары. Некоторые группы, например Septic Flesh, добавляют звук синтезатора и других инструментов. Считается, что из всех подстилей метала, дэт-метал наиболее труден для исполнения музыкантами в физическом плане.

В начале развития дэт-метал характеризовался простой композиционной структурой и небогатым мелодизмом, но в дальнейшем в процессе развития стиля и в процессе слияния с другими музыкальными жанрами музыка усложнялась. В настоящее время у групп, играющих дэт-метал, нередко можно услышать сложные и для исполнения, и для восприятия композиции.

В вокале характерно использование специфического мужского (а сейчас зачастую и женского — как пример Анжела Госсоу (Angela Gossow) из Arch Enemy) рыка (гроулинга), который часто превращает слова песни в малопонятное «звериное» рычание. Для получения такого эффекта голос певца в настоящее время часто обрабатывается компьютером или гармонайзером, но особым уважением среди музыкантов и поклонников стиля пользуются вокалисты, «рычащие» без использования вспомогательных средств.

Тематика песен

Тематика песен обычно связана с мрачной и темной стороной жизни людей. Сюжет песен некоторых групп связан с фильмами ужасов, например, раннее творчество Death, Cannibal Corpse, Mortician. Ориентация на тему смерти и экстремальная природа музыки, а также название одной из первых групп стиля — Death, скорее всего и породили название жанра. Постепенно тематика текстов песен заметно расширилась, появилась футуристическая (Nocturnus) и сатанинская (Acheron) лирика, и, что немаловажно, социальная, направленная на искоренение недостатков общества потребления, философская (позднее творчество Death) или просто описательного характера. Социальные проблемы зачастую поднимаются группами в интервью.

Развитие

К альбомам, выдержанным в наиболее типичном, «чистом» дэт-метале, можно отнести альбомы Death — Leprosy (1988), Obituary — Cause Of Death (1990), Morbid Angel — Altars Of Madness (1989), Cannibal Corpse — Eaten Back to Life (1990).

Самыми первыми полноформатными релизами дэт-метала являются альбомы Death — Scream Bloody Gore (выпущен в 1987, хотя релиз был надолго задержан лейблом) и Possessed — Seven Churches (конец 1985). Первой в мире демо-записью в стиле дэт-метал является демо той же группы Possessed, названное Death Metal. Именно оно дало название жанру. На самом деле, было еще демо Mantas (так первоначально называлась группа Death) "Death by Metal", выпущенное в 1983 году. А Possessed выпустили "Death Metal" в 1984-м.

На развитие жанра также оказал влияние альбом Strappado группы Slaughter, выпущенный в 1986 году. В этой группе некоторое время играл сам Чак Шульдинер, но в записи сего релиза участия не принимал.

Ко флоридскому направлению дэт-метала можно отнести такие группы как Acheron, Deicide, Monstrosity, Obituary, Brutality, Death, Morbid Angel, Malevolent Creation, Cannibal Corpse и др.

Следует также учесть и такое ответвление дэт-музыки, как дэт-джаз. Типичными исполнителями этого стиля являются группы Atheist и Cynic, которые играли в начале 90-х годов прошлого века. Многие любители тяжёлой рок музыки считают этот стиль наиболее целостным из всех т. н. «прогрессивных» рок стилей — то есть полученных путём слияния нескольких музыкальных направлений.

Развитие «в чистом виде» дэт-метала можно проследить по альбомам группы Death. По одной из версий, сам стиль получил своё название в честь этой группы, а основателя её, Чака Шульдинера (Charles «Evil Chuck» Schuldiner — гитара и вокал в группе Death и гитара в Control Denied), называют крёстным отцом стиля. Влияние дэт-джаза на творчество этой группы станет более очевидным, если принять во внимание то, что в создании знаменитого альбома «Human» принимали участие два музыканта из Cynic, а также можно заметить некоторое сходство между последним альбомом Death «The Sound of Perseverance» и музыкой группы Atheist. Также нельзя не отметить использование безладовой бас-гитары, что характерно для джаза, но не для метала. Басовые партии в этот период творчества Death исполнял Стив ДиДжорджио (Steve DiGiorgio).