Панк-ро́к (англ. Punk rock) — жанр рок-музыки, возникший в середине 1970-х годов в США и, чуть позже, в Великобритании. В панк-роке сочетались социальный протест и музыкальное неприятие тогдашних форм рока: культивировались нарочито примитивная игра и задорность раннего рок-н-ролла.
Смыслом, который вкладывали ранние панк-рок-группы в свой жанр, было стремление играть, главенствующее над умением играть; благодаря такому определению сформировалась разнородная ранняя американская панк-сцена в диапазоне от примитивных и легковесных Ramones до сложных и экспериментальных Television. Подобный подход позволил панк-року стать основной целого ряда субкультур — панк, DIY, культуры фэнзинов, позже — straight edge. В 1976—1977 годах панк-рок начинает зарождаться в Великобритании, в более скандальной и политизированной форме; благодаря этому к 1977 году жанр становится одним из самых заметных явлений в рок-музыке Великобритании.
Со временем панк-рок породил множество разновидностей. Крупнейшими из них являются более мелодичный и легковесный поп-панк, агрессивные хардкор и Oi!, а также комбинации с другими жанрами — ска-панк и ставший отдельным крупным жанром постпанк.
Слово punk в английском языке многозначно, но до появления панк-рока в большинстве случаев использовалось как ругательство. Среди значений, в зависимости от контекста, могло быть «проститутка», «гомосексуалист» или просто «подонок», во всех случаях это эмоциональное нецензурное выражение.
Первое упоминание слова «punk» в связи с рок-музыкой относится к 1970 году, когда в газете Chicago Tribune в рецензии на альбом авангардной гаражной группы The Fugs их музыка была охарактеризована, как «панковский рок, сантименты деревенщины». Лестер Бэнгс, один из предположительных изобретателей термина «хэви-метал», использовал слово в статьях об Игги Попе. Но впервые как термин, а не эпитет, начали употреблять сочетание «панк-рок» критики Дэйв Марш и Ленни Кей в 1970-е.
В 1976 году появился фэнзин «Punk», созданный Легсом МакНилом. Журнал был посвящен американским панк-року и новой волне, уже четко обьединяя их в направление. Именно этот журнал и дал жанру окончательное название.
Для композиций панк-рока в целом свойственны быстрый темп, иногда — небольшая продолжительность по времени, простой аккомпанемент, развязная и зачастую агрессивная манера пения. Тексты панк-рок-групп как правило нигилистичны, иногда в них делается упор на социальные проблемы. Нередко панк-рок-группы имеют эпатажный имидж: так, New York Dolls одевались на сцене в яркую женскую одежду, The Adicts подражали главным героям фильма «Заводной апельсин»; позже появляются такие детали панк-имиджа, как рваная одежда (Ричард Хэлл), булавки (Sex Pistols), причёски ирокез (The Exploited).
Музыкальные корни панк-рока прослеживаются критикой вплоть до конца 1950-х годов; в основном в то время примитивную и жёсткую музыку играли группы гаражного рока. Ключевыми представителями ранней прото-панк музыки являются The Sonics, Monks, The Seeds, The Who (альбом «My Generation»), The Kinks (песня «You Really Got Me»). Целый ряд записей конца 1960-х — начала 1970-х был уже в том или ином смысле близок к тому, что позже будет названо панк-роком; в настоящее время эти записи принято условно называть прото-панком. К ним относятся первые альбомы The Velvet Underground, The Stooges (и Игги Поп), MC5, New York Dolls, Патти Смит (альбом Horses), The Dictators (альбом Go Girl Crazy!), Дэвид Боуи.
Ранняя панк-сцена формировалась в первую очередь в Нью-Йорке вокруг нескольких клубов; эта сцена уходила своими истоками в конец 1960-х, «Фабрику» Энди Уорхола, и детройтскую гаражную сцену, а её центром был клуб CBGB. Первой настоящей панк-группой принято считать нью-йоркских Ramones; их предельно упрощённая музыка, ускоренная настолько, что в получасовые концерты влезало по 30 песен, а также «уличный» имидж и предопределили все основополагающие принципы жанра. В Великобритании по следам американской панк-сцены пошли The Damned и Sex Pistols. Примеру этих групп последовало большое количество молодых коллективов. В то время как в США панк был сенсацией андеграунда, в Великобритании он стал полномасштабным общественным феноменом, где расценивался как реальная угроза благополучию истеблишмента. Множество британских групп слепо копировало Sex Pistols, однако многие нашли своё, оригинальное звучание (Buzzcocks, The Clash, художественные эксперименты групп Wire и Joy Division).
К началу 1980-х обнаружился некоторый спад в развитии панка. Волна популярности первых групп сошла на нет. Однако в это время начались эксперименты по приданию панк-звучанию большей брутальности; группы вроде Black Flag и Circle Jerks породили крупный поджанр хардкора, Sham 69 и Cockney Rejects — oi!, Crass — анархо-панк. Начались эксперименты по объединению панка с металом (The Exploited, Discharge, D.R.I.), ска (Social Drinking, Operation Ivy). В большинстве своём панк-группы 80-х не привлекали широкого общественного внимания, находясь в анерграунде. Однако в то же время развивались жанры альтернативного рока, нойз-рока, постпанка; ключевые группы этих направлений (Sonic Youth, Pixies, Big Black, Hüsker Dü) сохраняли сильное панк-влияние, при этом развивая новые музыкальные идеи.
К концу 80-х — началу 90-х благодаря группам Bad Religion и NOFX получил популярность поп-панк; этот вид панк-рока существенно отличался от поп-панка 70-х (Buzzcocks) и добился крупной популярности. Группы Offspring, Green Day, Rancid стали основой поп-панка 90-х; однако, принято считать, что жанр стал вырождаться с появлением неоригинальных коллективов вроде Blink 182.
сейчас панк является так же уже довольна таки сформировавшейся субкультурой.
Основной идеологией панков является стремление к личной свободе и независимости (индивидуализм). Большинство панков поддерживает нонконформизм, исповедуя при этом принципы «полагаться на самого себя», и «не продаваться» (DIY). По политическим взглядам многих панков можно охарактеризовать как «левых» и приверженцев прогрессивизма, присутствуют и аполитичные люди. Некоторые направления в политике панков включают в себя анархизм, социализм, антиавторитаризм, антимилитаризм, антикапитализм, антирасизм, антисексизм, энвайронментализм, вегетарианство, веганизм, и борьбу за права животных.
Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска «ирокез». Носят закатанные джинсы, некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Носят тяжёлые ботинки, а также кеды. Манеру носить кеды начали группа Ramones, а саму эту манеру они переняли у мексиканской шпаны (также именуемой как «латиносы»).
Куртка-косуха — была перенята, как рок-н-ролльный атрибут из 50-х, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке ту же нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки.
В одежде преобладает стиль «DEAD» то есть «мёртвый стиль». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары. Носят напульсники и ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки.
Также носят рваные протёртые джинсы (которые они сами специально режут). Цепи от собачьих поводков прицепляют к джинсам.
Список групп играющих панк - рок.
* +44
* The 101'ers
* 2 Minutos
* 20 Bulls Each
* 200 Bullets
* 23 Skidoo
* 28 Days
* 311
* 3 Colours Red
* The 4 - Skins
* 45 Grave
* 59 Times the Pain
* 7 Seconds
* 8-Eyed Spy
* 88 Fingers Louie
* 999
* Abrasive Wheels
* Adam & the Ants
* The Adicts
* The Adverts
* The Adolescents
* Adrenalin O.D.
* The Ataris
* AFI
* After School Special
* Against All Authority
* Against Me!
* Agent Orange
* Agnostic Front
* Alkaline Trio
* The Analogs
* Anti-Cimex
* Anti-Flag
* Anti-Nowhere League
* Anti-System
* Antidote
* The Amino Acids
* Au Pairs
* Atomsmashers
* Bad Brains
* Bad Religion
* Backyard Babies
* Balzac
* BBQ Chickens
* Beans
* Beefcake
* Billy Talent
* Bikini Kill
* Black Flag
* Blink-182
* Blitzkid
* Bollocks
* Bowling for Soup
* The Bones
* The Boys
* The Briefs
* Broken Bones
* The Bollweevils
* Buzzcocks
* Calabrese
* The Casualties
* Catholic Discipline
* CF98
* Channel 3
* Chaos UK
* Chaser
* Charged GBH
* Catch 22
* Cheap Sex
* Cheap Suits
* Chelsea
* Chron Gen
* Circle Jerks
* The Clash
* Clou
* Conflict
* Connery
* The Cootees
* Crass
* Cro-Mags
* Daily Terror
* The Damned
* The Dead Boys
* Dead Kennedys
* Del-Byzantines
* Deviates
* Descendents
* The Dickies
* The Dictators
* Die Ärzte
* Die Kassierer
* Die Toten Hosen
* The Dils
* Discharge
* The Distillers
* Dödelhaie
* D.O.A.
* D.R.I.
* The Disasters
* Donots
* The Donnas
* Doom
* Dropkick Murphys
* Eater
* Eddie and the Hot Rods
* Endless Struggle
* English Dogs
* The Ergs
* Every Second Week
* The Exploited
* The Exit
* Face To Face
* Failsafe
* Fall out boys
* Fury 66
* Fear
* Feeling B
* Fire Engines
* Flatfoot 56
* Flint
* Flogging Molly
* Flux Of Pink Indians
* Fugazi
* Game Over
* Generation X
* The Germs
* A Global Threat
* Green Day
* Guitar Gangsters
* Generation X
* The Germs
* Gob
* Good Charlotte
* Good Riddance
* The Gun Club
* H2O
* Helmettes
* The Havok
* Hellacopters
* The Heartbreakers
* The Hives
* Houston Calls
* Hüsker Dü
* Icons Of Filth
* Iggy Pop
* Invisible Girls
* The Jam
* Jilted John
* Jodie Foster's Army
* Kerb
* Lagwagon
* Lars Frederiksen and the Bastards
* Leftöver Crack
* Les Wampas
* London
* London SS
* Lords Of The New Church
* Los Fastidios
* The Living Daylights
* The Lurkers
* Lustra
* My Chemical Romance
* Magaivers
* Masters Of The Backsides
* MC5
* Me First and the Gimme Gimmes
* The Members
* Millencolin
* Melody Fall
* Minor Threat
* The Minutemen
* Misconduct
* The Misfits
* Mission Of Burma
* Mob 47
* The Moodists
* Murderdolls
* MxPx
* Negative FX
* New Found Glory
* New York Dolls
* No One's Choice
* No Use for a Name
* NOFX
* The Offspring
* Oi Polloi
* On File
* The Only Ones
* Operation Ivy
* The Operation M.D.
* The Outcasts
* The Partisans
* Passage
* Patti Smith
* Payolas
* The Pavers
* Penetration
* Pennywise
* Plasmatics
* Poison Girls
* The Professionals
* The Promdates
* Pop Group
* The Queers
* The Rabble
* Radiators From Space
* Radio Birdman
* Ramones
* Rancid
* The Real Kids
* Rich Kids
* Rudimentari Peni
* The Ruts
* The Runaways
* The Saints
* The Salads
* SandR
* Scraping Foetus Off The Wheel
* The Screamers
* Sex Pistols
* Silver Head
* Siouxsie & the Banshees
* The Slits
* Slaughter & The Dogs
* Skyline Collapse
* Sobut
* Social Distortion
* Spizz
* SS-Kaliert
* Stiff Little Fingers
* Stinky Toys
* The Stooges
* The Stranglers
* Street Dogs
* Subhumans
* Subway Sect
* Suicidal Tendencies
* Sum 41
* Swell Maps
* Schlong
* simple plan
* Tara Perdida
* Team Dresch
* The Teen Idles
* Teenage Jesus and the Jerks
* The Teeth
* Television
* Ten Foot Pole
* Tenpole Tudor
* Terveet Kädet
* This Bike Is a Pipe Bomb
* Thought Riot
* Three Dollar Bil
* Three Johns
* Thrice
* Tiger Army
* Time Again
* The Toy Dolls
* Total Chaos
* Tough Luck
* Towers of London
* Toxic Narcotic
* Toxic Reasons
* Toy Dolls
* Tragedy
* Transplants
* Tribe 8
* Tripwire
* Trouble Andrew
* TSOL (True Sounds of Liberty)
* Tsunami Bomb
* Turbonegro
* Turning Point
* TZN Xenna
* U.K. Decay
* UK Subs
* The U-Men
* Unbroken
* The Undead
* The Undertones
* The Units
* The Unseen
* Union 13
* Unsane
* Unwritten Law
* Urinals
* US Bombs
* Useless ID
* The Vandals
* Vapours
* The Varukers
* Vennaskond
* The Vibrators
* Vice Squad
* The Viletones
* The Virus
* Violent Femmes
* Vision of Disorder
* Voodoo Glow Skulls
* Voorhees
* Void
* Wall Of Voodoo
* The Waltons
* Warzone
* Warsaw Pakt
* Wasted Youth
* Wayne County & the Electric Chairs
* WC
* Western Addiction
* The Weirdos
* We The Kings
* Whole Wheat Bread
* The Wipers
* Wire
* WIZO
* włochaty
* Wolfbrigade
* World Burns to Death
* Wrangler Brutes
* Wreckless Eric
* X (австралийская группа)
* X (американская группа)
* X-Ray Spex
* X-Members
* Yeah Yeah Yeahs
* Young Canadians
* Your Heart Breaks
* Youth Brigade
* Youth in Asia
* Youth of Today
* The Yuppie Pricks
* Zbogom Brus Li
* Zebrahead
* Zegota
* Zeke
* The Zones
* The Zeros
* Zero Boys
* ZSK
* Zóna A
* Zounds