В жизни каждого человека всегда должен быть выбор. А выбор - это всегда альтернатива: налево или направо, общепринятое или новое... Однако порой вещи, непохожие на привычное окружение, пугают; большинство предпочитает запихивать такие «альтернативы» куда подальше, а на их поклонников навешивать ярлыки, например, бандитов или неудачников... Идет по улице лохматый паренек в майке с надписью «Nirvana» - и старушки у подъезда уже поставили ему диагноз. А ведь изображенный на майке Курт Кобейн уж никак не глупее или бесталаннее их.
Да, альтернативная музыка - штука на любителя, но глупо отрицать, что она,
во-первых, такая же интересная в своем роде, как и любая другая, а во-вторых,
имеет право на существование наравне с другими стилями. При это заметьте, что
альтернативная музыка никогда и никому не навязывалась, предпочитая спокойно
развиваться и трансформироваться в подполье (так
называемый «андеграунд»).
Общие представления
Альтернативный рок (англ. Alternative rock)
— термин в современной музыке, под которым понимают различные жанры рок-музыки, противопоставляющие себя традиционным. Термин появился в 1980-е гг. и охватывал множество жанров, берущих своё начало в панк-роке, пост-панке и др.
В настоящее время альтернативный рок разделяют на две стадии: первая — это группы 1980-х гг. с широким диапазоном музыкальной самоидентификации; вторая — группы 1990-х гг., получившие после коммерческого успеха американского гранжа в 1991–1993 гг. такую же поддержку крупных лейблов и раскрутку, как и традиционные эстрадные и рок-коллективы (сам альтернативный рок в те годы стал ассоциироваться в основном с гранжем и пост-гранжевыми группами, сам, таким образом, став жанром), при этом более бескомпромиссные ансамбли ушли в андерграунд. Термин «альтернативный рок» наиболее употребителен в США.
В России и Великобритании чаще используют названия Альтернативная музыка. и «альтернатива». Также в Великобритании эту музыку называют словом «инди».
Краткая история Альтернативной музыки
Всюду по большой части истории, Альтернативная музыка была в значительной степени определена ее отклонением меркантилизма господствующей культуры. Альтернативные группы в течение 1980-ых годов вообще играли в маленьких клубах. В Альтернативной музыки нет никакого определенного набора музыкального стиля в целом, хотя основные черты среди многих альтернативных групп, включают искаженные гитары. Лирика типично обращается к темам большего социального беспокойства, наркотикам, депрессиям, и движениям в защиту окружающей среды.
В США в начале 1980-х на нескольких радиостанциях при колледжах впервые стали играть альтернативный рок. Большинство коммерческих радиостанций игнорировали этот жанр. В Великобритании альтернативный рок популизировался благодаря таким ди-джеями, как Ричард Скиннер (Richard Skinner), Энни Найтингейл (Annie Nightingale) и Джон Пил (John Peel), который поддерживали альтернативную музыку на радио BBC. К середине 1980-х в США альтернативный рок стал популярным и распространился на многие колледжские радиостанции. Это привело к употреблению в Америке названия «колледж-рок».
В Великобритании альтернативный рок (там употреблялся термин «инди-рок») добился существенного успеха: многие альтернативные группы нередко попадали в верхние строчки хит-парадов (однако самые радикальные музыкальные формы продолжали оставаться в тени).
В 1986 году MTV в Америке начал показывать ночную программу об альтернативной музыке «120 минут». Наконец, в конце 1980-х в Северной Америке такие коммерческие станции как WFNX (Бостон, Массачусетс) и KROQ (Лос-Анджелес, Калифорния) начали играть альтернативный рок. Наиболее известные альтернативные группы середины 1980-х были американские R.E.M., Sonic Youth, The Replacements и Husker Du; и английские New Order, The Smiths, The Cure, The Jesus and Mary Chain. Альтернативные группы 1980-х не добились большого успеха, но оказали большое влияние на следующее поколение музыкальных групп, дали основу для их популярности. Эти группы пробились в мейнстрим 1990-х, сделав альтернативу самой популярной формой рок-музыки того десятилетия. Многие из тех артистов отказывались от своей популярности, потому что это противоречило их DIY-этике (Do It Yourself — Сделай Это Сам), которую альтернатива имела прежде. После того как многие главные группы этого стиля распались, альтернативный рок потерял свою популярность.
В 2004 году альтернативный рок вернулся в мировой музыкальный мейнстрим, благодаря таким группам, как Franz Ferdinand и Modest Mouse.
Краткая история Альтернативной музыки в других странах
В Австралии было создано большое количество известных альтернативных групп, включая Nick Cave and The Bad Seeds, The Go-Betweens, Dead Can Dance, Silverchair и The Vines. Фестивали Lollapalooza - в Америки, и Bad Day Out – в Австралии, служат как туристической витриной для внутренних и иностранных альтернативных исполнителей. На востоке, в Новой Зеландии, Данидинский Звук (жанр, образованный от слова Динидин) базировалась вокруг студенческого города Данидин. Жанр имел расцвет в течение середины 80-ых и были созданы группы типа The Bats, The Clean и The Chills.
Основное течение альтернативного рока в Канаде началось от юмористической популярности Barenaked Ladies к гранж-группам Our Lady Peace, Matthew Good и Crash Test Dummies. В последние годы города подобно Монреалю и Торонто стали важными центрами записи альтернативного рока, а именно для групп: The Arcade Fire, Godspeed You! Black Emperor, Broken Social Scene и для многих других.
Sugarcubes были одним из первых международной успешных групп из Исландии. После распада группы, вокалист Бджорк предпринял попытку сольной карьеры, которая вобрала в себя: trip hop, jazz, и electronicу в дополнение к альтернативному року. Исландский рок включает в себя группы Mum и Sigur Ros. Континентальная Европа произвела многочисленные группы международного рока подобно KMFDM.
Япония - активное место действия альтернативного рока, характеризованное группами типа Boredoms и Melt-Banana. Индийские рок группы, такие как Shonen Knife, часто упоминались как влияние американскими альтернативными исполнителями, включая Nirvanу и Sonic Youth.
Развитие Альтернативного рока в России
Альтернативный рок в России начал появляться середине 1990-х, когда образовались такие группы, как «Кирпичи», Tequilajazzz, «Джан Ку». Музыка этих групп различалась между собой, но их объединяла непохожесть на традиционный русский рок и популярную музыку того времени. «Кирпичи» вскоре стали совмещать рок-музыку с рэпом. Использовал рэп в своей музыке и Дельфин, которого также причисляют к жанру альтернативы.
Из более поздних альтернативных групп следует отметить группу Animal ДжаZ, группу «Седьмая раса», играющую пост-гранж, и группу «Морэ & Рэльсы», играющую экспериментальный инди-рок. Из русских пост-рок групп выделяются Silence Kit и «Я Слева Сверху» (I Am Above On The Left).
Новые музыкальные жанры, такие как ню-метал (субжанр альтернативного метала) и эмо (производный жанр хардкора и инди-рока) ставшие невероятно популярными в Европе и США, проникли и в Россию. Это «Психея» (альтернативный метал, ню-метал, эмо), Jane Air (эмо), Amatory (ню-метал), ##### (альтернативный метал), 7000$ (альтернативный метал, ска), Tracktor Bowling (ню-метал), Stigmata (альтернативный метал, эмо) и др. Группы «Психея» и «#####» («5 диезов») также усиленно используют в своих песнях компьютерные эффекты и смешивают метал с музыкой самых разнообразных жанров.